Токайская миссия. Великий Пост

2015-1smОчередной выпуск Приходского листка в номере популярного журнала «Венгрия для Вас» за март-апрель 2015 года, посвящен Великому Посту и истории русской миссии в Токае. 

ТОКАЙСКАЯ МИССИЯ

Наверно каждый гость Венгрии попробовал прекрасное Токайское вино. Но не каждый турист из России знает, что именно здесь, в Токае, находился первый русский православный приход в Венгрии. Его история связана с так называемой Токайской комиссией по закупке вин для российского императорского двора.

Впервые комиссара с таким поручением отправил царь Петр Первый после того, как попробовал изумительное Токайское вино, подаренное ему одним из великих политических деятелей Венгрии Ференцем Ракоци. В архивах сохранилась запись о выдаче паспорта, подписанного собственноручно царем 17 апреля 1714 года для капитана Параскевича, посланного в Венгрию с указанной целью. Поэтому можно считать, что в 2014 году исполнилось ровно три столетия документально подтвержденного присутствия россиян на венгерской земле.

Эта дата не прошла незамеченной в Токае и в русскоязычной общине Венгрии. В декабре прошлого года состоялись торжественные мероприятия, посвященные этому юбилею, центром которых стал православный храм в честь святителя Николая в Токае. После Божественной Литургии в храме городским муниципалитетом был организован яркий и содержательный праздник в центре города, причем репортаж о нем транслировался по центральным российским телеканалам.

А 10 февраля этого года руководство города Токай и союз венгерских гусар прибыли в Будапешт, чтобы в Российском культурном центре показать программу, посвященную развитию российско-венгерских связей. Презентация сопровождалась демонстрацией старинного гусарского обмундирования и вооружения, а также уникальных экспонатов из Токайского краеведческого музея, среди которых был и старинный колокол 1790 года из храма святителя Николая.

Кратко обозначим основные вехи в истории Токайской русской общины. Если при Петре Первом это были эпизодические поездки комиссара с сопровождающими для закупки крупных партий вина, то во времена царствования последующих самодержцев эта деятельность приобрела регулярный характер. Началом постоянно действующей комиссии можно считать 1733 год, когда императрица Анна Иоанновна своим указом основала в Токае русскую колонию в составе комиссара, а при нем еще 2 унтер-офицера, 10 драгун и 2 рейтера.

Очень много для организации успешной работы торговой комиссии сделал комиссар генерал Федор Вишневский. Надо сказать, что его роль в русской истории не сводится только к поставкам Токайского вина к царскому столу. Доподлинно известно, что именно он в 1731 году по пути через Малороссию, приметил тогда еще юношу Григория Разумовского, за прекрасный голос. Он привез его в Петербург и рекомендовал в хор придворной церкви. И уже там его заметила цесаревна Елизавета Петровна. Через некоторое время Елизавета воссела на Российский трон, а Григорий стал одним из могущественных царедворцев, фаворитом императрицы, влиявшим на многие важнейшие государственные решения. Но никогда он не забывал своего первого благодетеля, генерала Вишневского, начальника Токайской комиссии.

Поcле смерти генерала в 1749 году его сменил сын Гаврил Вишневский, а затем другие офицеры. 26 января 1798 года последовал указ императора Павла Первого о закрытии Токайской торговой комиссии, а в мае 1799 года последний комиссар Савва Горев, женатый на венгерке, покидая Токай, приветствовал русскую армию фельдмаршала Суворова, направляющуюся в Италию.

Для нас особенно важно, что вместе с торговой комиссией здесь появились православный приход и церковь. Первое документальное упоминание о священнике для русской колонии в Токае находим в Указе императрицы Елизаветы от 6 апреля 1745 года с определением состава группы, отправленной «на неопределенное время малым поселением», в которую, среди прочих, входили священник и диакон. В отличие от торговой комиссии церковная часть русской колонии называется духовной миссией. Ее усилиями была обустроена церковь, сначала домовая, а позже, к концу столетия вместе с православными греческими купцами был возведен и каменный храм. Он сохранился до сих пор на одной из центральных улиц города. Сейчас это музей, но в нем регулярно, дважды в год, в дни небесного покровителя храма святителя Николая, совершается православное богослужение.

На храме можно увидеть памятную доску, повествующую о том, что здесь служил причетником великий украинский мыслитель Григорий Сковорода. Другим выдающимся представителем Токайской миссии был Иван Иоакимович Фальковский (1762-1823), сын священника в Токае, впоследствии епископ Чигиринский Ириней, викарий Киевской епархии, известный ученый, богослов, духовный писатель, получивший образование в учебных заведениях Токая и Пешта.

История Токайской миссии дает нам возможность говорить о почти трехвековой преемственности русских приходов в Венгрии. В 2015 году мы можем отмечать 270-летие присутствия Русской Православной Церкви на Венгерской земле, напомним его основные вехи: приход в Токае (1745-1798 годы), придворная церковь Великой княгини Александры Павловны (1799-1801) и ее надгробный храм в Иреме (с 1803), русские эмигрантские приходы (с 1921), благочиние Московского Патриархата в Венгрии (с 1949), Венгерская православная епархия (с 2000).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Каждую весну христиане исторических Церквей (православные, католики) вступают на поприще Великого Поста. И это не случайно, ибо как пишут святые отцы, пост – это весна души, ведь главное дело поста – пробуждение души от сна грехов, подобно тому, как весной пробуждается вся природа от зимнего сна.

Смыслом и содержанием поста для нас является не столько соблюдение неких гастрономических правил, сколько внутренняя работа, борьба со своими слабостями и недостатками, которые согласно православной традиции точнее называть грехами и страстями. А помогают нам в этом самоограничение в пище и молитвы.

Одна из молитв красной нитью проходит через весь Великий пост – это покаянная молитва Ефрема Сирина:

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Осмыслению и тщательному анализу этой особой молитвы посвящены многие тома святоотеческой литературы и богословских трудов. Но ее благотворное воздействие все равно невозможно объяснить словами, рассуждениями, молитву надо прожить, попробовать самому в течение поста ежедневно читать, следуя за ней умом и сердцем.

Для тех, кто только решил начать молиться, мы хотим помочь сделать первые шаги, лучше понять смысл церковнославянских слов, которые в современном русском языке обозначают иные вещи. Так, слово «живот» переводится – жизнь, «праздность» – пустота, «любоначалие» – желание властвовать. «Целомудрие» это не только девственность или невинность, но и внутренняя цельность, антиномия этому слову – двуличие, или раздвоение личности, в конечном итоге шизофрения.

Для лучшего понимания молитвы полезно  вспомнить ее прекрасное поэтическое переложение, сделанное А.С Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны». Молитва «Владыко дней моих», которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет довольно точную поэтическую обработку великопостной молитвы. Стихотворение написано нашим великим поэтом за полгода до гибели, это было время его духовной зрелости и просветления:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.