Строительство Хевизского храма. Изготовление деревянного каркаса для шлемовидного купола
В мае 2021 года в заводских условиях был изготовлен деревянный каркас шлемовидного купола для Хевизского православного храма. Работы произведены в Румынии по известным технологиям сооружения купольных конструкций и чертежам венгерской архитектурной мастерской Váncza Művek, авторского коллектива всего проекта. Постепенно формируется внешний силуэт храма, в вертикальном направлении его завершает важная смысловая и символическая часть здания — навершие или маковка, состоящая из подкупольного барабана и купола с крестом.
Барабан конструктивно располагается на круглом отверстии в центральном своде, в нем устроены вертикальные проемы, освещающие подкупольное пространство, а купол покрывает барабан и защищает его от осадков. В православной архитектуре маковка, а с ней и весь храм, венчается крестом.
Барабан был завершен строителями еще перед Пасхой, когда на нем было устроено кольцо из высокопрочного бетона, на котором будет крепиться вся конструкция купола. На днях пришло известие, что и деревянный каркас для купола хевизского храма уже готов, ожидается его транспортировка с завода на стройплощадку. Согласно проекту купол храма будет шлемовидным, что видно на фото из сборочного цеха.
Для Венгрии шлем является новым типом навершия церковного здания, в венгерском языке не существует профессионального термина для различия луковичной и шлемовидной формы завершения подкупольного барабана. Отличительной чертой шлема является высокая сфероконическая форма с обратным изгибом конической части. Принципиальное различие от луковицы состоит в том, что для шлема максимальный диаметр заложен в его основании, а луковка выше основания имеет расширение. Хотя луковка считается наиболее характерной для русской храмовой архитектуры, она появилась позднее шлема, уже после монгольского нашествия, видимо под под влиянием привнесенных с ним восточных мотивов. Автор проекта Хевизского храма Ванца Ласло был вдохновлен новгородской архитектурой первой половины XII века, за прообраз был взят Георгиевский собор Юрьева монастыря Новгорода, учитывая это, протоиерей Андрей Юревич, эксперт в области храмоздания из Москвы, рекомендовал использовать шлемовидный тип главки, более гармоничный и сохраняющий цельность образа. Из всего разнообразия шлемовидных форм автор выбрал, пожалуй, самую лаконичную и разработал проект с учетом внешних пропорций здания. Шлем, хотя и является военным доспехом русских воинов, как мы можем видеть, например, на миниатюрах Сильвестровского списка Жития Бориса и Глеба, но еще с апостольских времен он имел символическое значение, как оружие в духовной брани: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Послание апостола Павла к Ефесянам гл.6, ст. 17). Пусть этот шлем будет покрывать наш храм, подобно омофору Богородицы.