Зачем воскресать?

Сразу замечу, над подобного уровня вопросами можно лишь размышлять, но вряд ли возможно на них отвечать, будучи в состоянии трезвого отношения к своим способностям.

Мне кажется, вопрос — зачем воскресать? одного уровня с вопросами — что есть Истина? (если не будем переформулировать его в вопрос — Кто есть Истниа? — это уже не вопрос, а ответ, с которым мы все согласны), или: что есть человек? (иначе сформулируем — кто я?). Эти вопросы не имеют ответа в привычном рациональном поле мысли. Но это не значит, что над ними и не стоит рассуждать. Именно размышление над ними и составляет одно из главных содержаний нашей жизни (или нашего призвания, в смысле задания при сотворении).

Здесь мы приходим к принципиальному моменту в методологии нашего вопрошания. Наверно его можно назвать важнейшим гносеологическим принципом. Это принцип неприменимости логического аппарата к рассуждениям о высших категориях. Вроде бы все согласны, но ведь на каждом шагу мы искушаемся этим — попробовать применить способности своего разума к тому, что этот разум заведомо превышает. Время, пространство — суть творения Божии. С этим никто не спорит. Но и логические законы тоже суть творения Божии. С этим надо смириться.

Пойдем дальше.

Если мы согласны в том, что обсуждаемый вопрос находится на уровне основных вопросов человеческого бытия, то он уже поэтому затрагивает сферы, превышающие наше бытие. Иначе мы признаем человека просто высокоразвитым феноменом этого мира и ничего более. Т.е. этот вопрос выходит за рамки возможностей логического рассуждения, доводов, доказательств и прочих привычных инструментов.

Получается, на него невозможно ответить в границах нашего человеческого разума. Но! Этот вопрос есть. (Или его вариации, не суть важно). И он главнейший. Поэтому не искать ответ мы не можем. Опять антиномия. Вопрос есть. Но ответить на него не можем. Но ответ должны искать! Чувствуете созвучие апостольским речам?

Зайдем с другой стороны.

Ладно, мы не можем найти точной формулировки ответа. Тогда попробуем хотя бы приблизиться. Погулять вокруг…

На что-то все же надо опираться. Возьмем тогда для опоры хотя бы очень примерный взгляд на человека — дух, душа, тело. Проецируя на познавательные способности — ум, эмоции (это для души и тела). Для духа в святоотеческой традиции прямой трактовки нет. Дух — непостижимость внутри нас. Дух он и есть дух. Иногда с большими оговорками, просто для красоты слога, наверно, дух коррелирует с волей.

Получается довольно грубо, но другого пути пока не вижу.

Итак, какой отклик мы услышим в ответ на наше вопрошание от этих трех сторон нашего естества.

Начнем с ума. Он проще всего виден.

Зачем воскресать, с точки зрения ума.

Ответ очевиден — ОЧЕНЬ интересно!!! Ужасно плоско выразился для описания того, что жаждет ум получить в будущей жизни. Ум ожидает получить тогда ответы на все вопросы в этом мире. Узнать первоначальный замысел о человеке и мире. Видение иного, духовного, мира и сущностей в нем. Да что перечислять и так все ясно. Просто не описать, что нам может открыться там. Но все это отдает неким праздным любопытством и какой-то внутренней немощью. Как впрочем, и все построения человеческого разума. Нет в этом любопытстве жизни и силы.

Тогда берем другую сторону. Эмоции. Чувства. Пригасим свои интеллектуальные потуги. Посмотрим с точки зрения совершенного простеца. Ребенка. Неуча. Что для любого, самого простого человека, даже вообще почти не церковного, почти неверующего, что для него все-таки важно в воскресении? Почему эти бывшие комсомольцы, эти торгаши и бандиты стоят в церкви со свечкой и что-то там молятся? Там где заведомо нет никакой богословской рефлексии, там мы можем увидеть незамутненное действие чувства (не говорю что это хорошо, просто берем этот случай для чистоты мысленного эксперимента). Итак, что в душе у не богословствующих людей в церкви? Что они ждут от воскресения? Ответ тоже простой — ждут увидеть снова своих ушедших близких. Умершую маму, друга и т.д. И это мощная, многовековая, постоянная внутренняя поддержка нашей веры. Это примитивный и оттого очень сильный  эмоциональный заряд, который есть в каждом. И не надо принижать его значение. Не надо искать высоких духовных обоснований. Вот оно, в глубине — я жду встречи с любимыми людьми. Любовь — основа этого ожидания воскресения. Пусть любовь душевная (не доросли до духовной любви к Спасителю), любовь к маме и папе. Но зато она реальна. Она пронзает нашу плоть. Она изнутри нас жаждет воскресения. Детская, наивная вера. Но настоящая! И тут неуместны споры, доказательства и прочая логическая шелуха. Это жизненно. Это изнутри. И это напрямую связано с воскресением. Пусть и не столь богословски отточено. Вообще как может быть чувство логично безукоризненным?

С чувством вроде разобрались.

Идем далее.

Попробуем зайти с третьей стороны.

Здесь вспомним евангельскую формулировку «слепые видят, глухие слышат, хромые ходят, мертвые воскресают». Здесь тоже есть возможность приблизиться к пониманию вопроса. Каков контекст слов о воскресении? Тут отнюдь не примитивное перечисление необходимых для Мессии чудес. Тут важна их увязка вместе. Нам открывается путь в размышлениях именно на тот самый вопрос. Зачем воскресать? В контексте этого перечисления сразу возникают аналогии — зачем слепому видеть? зачем глухому слышать? зачем хромому ходить?

Конечно, извращенный разум может и слепому доказать, что ему лучше бы оставаться слепым, так удобнее, он уже так привык, больше видишь — больше проблем. Он может и выслушает, может даже и согласится. Но потом все равно заорет (как тот евангельский слепец) ХОЧУ видеть!!!

Вот ответ слепца, он же и наш ответ о воскресении. ХОЧУ воскреснуть!!!

И это уже движение не ума, не чувства, но воли. ХОЧУ! И все рассуждения рассыпаются в прах перед этим ХОЧУ.

Т.е. ответ на вопрос воскресении лежит в иной плоскости, не интеллектуальной, а волевой.

А воля — это свободный выбор человека. Рассуждения помогают лишь его обосновать. Но выбор делается раньше (как учили студентов-физиков: никогда не беритесь за решение задачи, если не знаете ее ответа). Все решения принимаются раньше логических построений в неведомом для разума пространстве человеческой свободы. А разум потом лишь обосновывает принятый выбор. Опять же, как шутили физики, теоретически обосновать можно любой результат эксперимента.

Итак, сформулировать если не ответ, то хотя бы некую вне-логичную сентенцию можно так:

Зачем воскресать? — Потому что я ХОЧУ воскреснуть.

По детски, но зато неопровержимо.

Подведем итоги.

Жажда воскресения исходит из всех сторон человеческой природы.

— Для ума открывается новый мир.

— Для чувств возможность быть с любимыми людьми (для особо одаренных духовно самыми любимыми являются Спаситель и Божия Матерь, для остальных — мама и папа).

— Для воли — это просто сильнейшее и самое главное желание многих людей — хочу воскреснуть!

Примерно так. Простите за пунктирный стиль размышлений. Это не законченные умозаключения, а именно поиск, прогулки вокруг да около…